8. Практико-ориентированные задания



1. Задачи по общей биологии

1.1.           Фрагмент незрелой иРНК имеет следующую нуклеотидную последовательность: Ц-Ц-Ц-У-А-У-Ц-У-А-У-У-А-А-А-У-Ц-Г-А-А-У-У. На долю интронной части приходятся нуклеотиды 10-12 и 19-21. Исходя из этой информации, выполните предложенные задания.
1.         Определите аминокислотный состав, закодированный в этом фрагменте иРНК.
2.         В результате мутации зрелого фрагмента иРНК в молекуле белка аминокислота Аспарагин (Асн) была заменена на аминокислоту Глутамин (Глн). Укажите нуклеотидную последовательность мутированной иРНК (достаточно указать один вариант).
3.         Назовите антикодон тРНК, который принесёт к месту синтеза данного белка аминокислоту Тирозин (Тир) и укажите соответствующий кодон иРНК.

 https://sun1.48276.userapi.com/6csmZuAi3iWEvtWvXwaZb9omQ1FgHXQeFShQfQ/zXfm3bH1U98.jpg
1.2.           Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Цепь молекулы ДНК, на которой был синтезирован участок тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: А-Т-А-Г-Ц-Т-Г-А-А-Ц-Г-Г-А-Ц-Т. Исходя из этой информации, выполните предложенные задания.
1.         Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте ДНК.
2.         Установите, какой кодон иРНК будет соответствовать антикодону этой тРНК, если она переносит к месту синтеза белка Глутаминовую кислоту (Глу).
3.         Предположим, что в третьем триплете представленного фрагмента ДНК произошла мутация – второй нуклеотид был заменен на Т. Определите, какую аминокислоту в таком случае принесёт тРНК, если этот триплет считать антикодоном.
 https://sun2.48276.userapi.com/h4i6zVwF8xtqhc2-7unH41NLfN4FPYQGwlqzVQ/sWA_7hz2bP4.jpg

1.3.           В биосинтезе полипептида участвовала молекула иРНК со следующей нуклеотидной последовательностью: У-Г-Г-Г-Ц-Г-У-А-Ц-У-Ц-Г-А-А-А. Исходя из этой информации, выполните предложенные задания.
1.         Определите нуклеотидный состав гена, в котором закодирована информация о данной иРНК.
2.         Определите первичную структуру полипептида, матрицей которого является данная иРНК.
3.         Определите, что имеет бóльшую массу и во сколько раз – молекула полипептида или фрагмент гена.
https://sun1.48276.userapi.com/Q7tqbQLV-xU9k8L_WEq4MWVTwoLd49jpZgFADg/a6dIlOSl_i4.jpg
1.4.           Фрагмент незрелойиРНК имеет следующую нуклеотидную последовательность: Ц-У-Ц-Г-Ц-А-А-Ц-Г-У-У-Ц-А-А-У-Ц-А-Г-Г-У-Г. На долю интронной части приходятся нуклеотиды 4-9. Исходя из этой информации, выполните предложенные задания.
1.         Определите аминокислотный состав, закодированный в этом фрагменте иРНК.
2.         В результате мутации зрелого фрагмента иРНК в молекуле белка аминокислота Фенилаланин (Фен) была заменена на аминокислоту Лизин (Лиз). Укажите нуклеотидную последовательность мутированной иРНК (достаточно указать один вариант).
3.         Назовите антикодон тРНК, который принесёт к месту синтеза белка аминокислоту Лейцин (Лей) для данной полипептидной последовательности и укажите соответствующий ей кодон иРНК.
 https://sun1.48276.userapi.com/hJpBZ9T51F-J_83Vx_RqYMnqS4q8nI3cjZVY3w/7puHhCP-lic.jpg


1.5.           В биосинтезе полипептида участвовала молекула иРНК со следующей нуклеотидной последовательностью: Г-У-Г-А-А-А-Г-А-У-Ц-А-У-Г-Ц-Г. Исходя из этой информации, выполните предложенные задания.
1.         Определите нуклеотидный состав гена, в котором закодирована информация о даннойиРНК.
2.         Определите   антикодон   тРНК,    который    будет    соответствовать    четвёртому триплету данной иРНК. Укажите, какую аминокислоту принесёт упомянутаятРНК.
3.         Определите, что имеет бóльшую массу и во сколько раз – молекула полипептида или фрагмент гена.
https://sun1.48276.userapi.com/J2kiBCs8ZCvXtWaSWtBvoNNwVm4U1qv1fICVxg/ZO1s640SLC4.jpg
1.6.           В биосинтезе полипептида участвовала молекула иРНК со следующей нуклеотидной последовательностью: А-А-У-Ц-У-У-А-Г-Г-А-Ц-У-Г-Ц-А. Исходя из этой информации, выполните предложенные задания.
1.         Определите нуклеотидный состав гена, в котором закодирована информация о даннойиРНК.
2.         Определите первичную структуру полипептида, матрицей которого является даннаяиРНК.
3.         Определите, что имеет бóльшую массу и во сколько раз – молекула полипептида или фрагмент гена.
https://sun2.48276.userapi.com/GEoMpVBKreJ9uNjRH-mNAeC1HuazEzaDpJitOg/N6VZrQ0EWKU.jpg
1.7.           Фрагмент незрелой иРНК имеет следующую нуклеотидную последовательность: Г-У-Ц-А-Ц-А-Г-Ц-Г-А-У-Ц-А-А-У-У-Ц-Ц-А-Г-Г. На долю интронной части приходятся нуклеотиды 10-15. Исходя из этой информации, выполните предложенные задания.
1.         Определите аминокислотный состав, закодированный в этом фрагменте иРНК.
2.         В результате мутации этого фрагмента иРНК в молекуле белка аминокислота Треонин (Тре) была заменена на аминокислоту Метионин (Мет). Укажите нуклеотидную последовательность мутированной иРНК.
3.         Назовите антикодон тРНК, который принесёт к месту синтеза белка аминокислоту Аланин (Ала) и укажите соответствующий кодон иРНК.
https://sun1.48276.userapi.com/P2X3qby25TTj_v898Wfvd4zsdwnfeFLRN7UfUQ/R8OEAEB4X6w.jpg
1.8.           В биосинтезе полипептида участвовала молекула иРНК со следующей нуклеотидной последовательностью: У-А-У-Ц-Ц-Ц-У-Ц-Ц-Г-А-Г-А-Г-Г. Исходя из этой информации, выполните предложенные задания.
1.         Определите нуклеотидный состав гена, в котором закодирована информация о даннойиРНК.
2.         Определите антикодон тРНК, который будет соответствовать пятому триплету данной иРНК. Укажите, какую аминокислоту принесёт упомянутаятРНК.
3.         Определите, что имеет бóльшую массу и во сколько раз – молекула полипептида или фрагмент гена.

1.9.           Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Цепь молекулы ДНК, на которой синтезируется участок тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: Г-А-Т-Г-А-А-А-А-Г-Т-Г-Ц-Т-Т-Ц. Исходя из этой информации, выполните предложенные задания.
1.         Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте ДНК.
2.         Установите, какую аминокислоту будет переносить эта тРНК к месту синтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону.
3.         Предположим, что в представленном фрагменте ДНК произошла мутация – выпал второй триплет. Определите, какую аминокислоту в таком случае принесёт тРНК, если антикодоном считать третий триплет.


1.10.                       В биосинтезе полипептида участвуют молекулы тРНК с антикодонами ГУЦ, ААЦ, ГЦГ, УЦА, ААУ. Исходя из этой информации, выполните предложенные задания.
1.         Определите аминокислотный состав синтезируемого полипептида.
2.         Предположим, что в цепи ДНК, где была закодирована эта аминокислотная последовательность, произошла мутация, в результате которой аминокислота Аргинин (Арг) была заменена на аминокислоту Метионин (Мет). Укажите нуклеотидную последовательность мутированной цепи ДНК.
3.         Укажите количество двойных и тройных водородных связей в мутированном
гене.

1.11.                       Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Цепь молекулы ДНК, на которой синтезируется участок тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: Т-Т-Г-Г-А-А-А-А-А-Ц-Г-Г-А-Ц-Т. Исходя из этой информации, выполните предложенные задания.
1.                  Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте ДНК.
2.                  Данная тРНК несёт к месту синтеза белка аминокислоту Аргинин (Арг). Установите, какой из триплетов является антикодоном этой тРНК.
3.                  Предположим, что во втором триплете представленного фрагмента ДНК произошла мутация – дважды был удвоен второй нуклеотид. Определите, какую аминокислоту в таком случае принесёт тРНК, если антикодоном считать четвёртый триплет.

1.12.                       В биосинтезе полипептида участвуют молекулы тРНК с антикодонами АЦЦ, ГУЦ, УГА, ЦЦА, ААА. Исходя из этой информации, выполните предложенные задания.
1.         Определите аминокислотный состав синтезируемого полипептида.
2.         Предположим, что в цепи ДНК, где была закодирована эта аминокислотная последовательность, произошла мутация, в результате которой аминокислота Глутамин (Глн) была заменена на аминокислоту Триптофан (Три). Укажите нуклеотидную последовательность мутированной цепи ДНК.
3.         Укажите количество двойных и тройных водородных связей в мутированном
гене.

1.13.                       Фрагмент незрелой иРНК имеет следующую нуклеотидную последовательность: А-Ц-А-Г-Ц-Ц-Г-Г-У-У-У-Г-Г-Г-А-А-У-Г-Г-У-Г. На долю интронной части приходятся нуклеотиды 4-6 и 16-18. Исходя из этой информации, выполните предложенные задания.
1.         Определите аминокислотный состав, закодированный в этом фрагменте иРНК.
2.         В результате мутации зрелого фрагмента иРНК в молекуле белка аминокислота Валин (Вал) была заменена на аминокислоту Цистеин (Цис). Укажите нуклеотидную последовательность мутированной иРНК (достаточно указать один вариант).
3.         Назовите антикодон тРНК, который принесёт к месту синтеза данного белка аминокислоту Треонин (Тре) и укажите соответствующий кодон иРНК.

1.14.                       В биосинтезе полипептида участвуют молекулы тРНК с антикодонами ААГ, ААУ, ГГА, УАА, ЦАА. Исходя из этой информации, выполните предложенные задания.
1.         Определите аминокислотный состав синтезируемого полипептида.
2.         Предположим, что в цепи ДНК, где была закодирована эта аминокислотная последовательность, произошла мутация, в результате которой аминокислота Пролин (Про) была заменена на аминокислоту Триптофан (Три). Укажите нуклеотидную последовательность мутированной цепи ДНК.
3.         Укажите количество двойных и тройных водородных связей в мутированном
гене.


1.15.                       Матрицей для синтеза иРНК является следующая цепь ДНК: Ц-Г-Ц-Ц-Ц-Г-А-Т- А-Ц-Т-А-Г-А-Ц. Исходя из этой информации, выполните предложенные задания.
1.         Определите аминокислотный состав полипептида, информация о котором закодирована в этой цепи.
2.         Предположим, что в этом фрагменте произошла делеция трёх последовательных нуклеотидов. Укажите, к каким биологическим последствиям может привести данное изменение.
3.         Перейдёт ли такое изменение ДНК потомству? Ответ аргументируйте.

1.16.                       Матрицей для синтеза иРНК является следующая цепь ДНК: Ц-А-Т-Г-А-А-Г-Г- Ц-Т-Г-Ц-А-Т-Ц. Исходя из этой информации, выполните предложенные задания.
1.         Определите   аминокислотный   состав    полипептида,   информация   о    котором закодирована в этой цепи.
2.         Предположим, что в этом фрагменте ДНК произошла замена 5 и 10 нуклеотидов. Укажите, к каким биологическим последствиям может привести данная замена.
3.         Перейдёт ли такое изменение ДНК потомству? Ответ аргументируйте.

1.17.                       В биосинтезе полипептида участвуют молекулы тРНК с антикодонами УУА, ГГЦ, ЦГЦ, ГУУ, ЦГУ. Исходя из этой информации, выполните предложенные задания.
1.         Определите аминокислотный состав синтезируемого полипептида.
2.         Предположим, что в цепи ДНК, где была закодирована эта аминокислотная последовательность, произошла мутация, в результате которой аминокислота Глутамин (Глн) была заменена на аминокислоту Метионин (Мет). Укажите нуклеотидную последовательность мутированной цепи ДНК.
3.         Укажите количество двойных и тройных водородных связей в мутированном
гене.
1.18.                       Матрицей для синтеза иРНК является следующая цепь ДНК: Т-Т-Т-А-Г-Ц-Т-Г-Т- Ц-Г-Г-А-А-Г. Исходя из этой информации, выполните предложенные задания.
1.                  Определите последовательность аминокислот и антикодоны тРНК, которые принесут эти аминокислоты к месту синтеза белковой молекулы, информация о которой закодирована в этом фрагменте.
2.                  Предположим, что в этом фрагменте ДНК произошла замена всех нуклеотидов Т
на нуклеотиды Г. Укажите, как изменится первичная структура полипептида.
3.                  Перейдёт ли такое изменение ДНК потомству? Ответ аргументируйте.

1.19.                       Матрицей для синтеза иРНК является следующая цепь ДНК: А-Т-А-А-Г-Г-А-Т- Г-Ц-Ц-Т-Т-Т-Т. Исходя из этой информации, выполните предложенные задания.
1.                   Определите аминокислотную последовательность и антикодоны тРНК, которые принесут эти аминокислоты к месту синтеза белковой молекулы, информация о которой закодирована в этом фрагменте.
2.                   Предположим, что в этом фрагменте произошла делеция триплета ЦЦТ. Укажите, как изменится первичная структура полипептида.
3.                   Перейдёт ли такое изменение ДНК потомству? Ответ аргументируйте.

1.20.                       Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Цепь молекулы ДНК, на которой синтезируется участок тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: Ц-А-Т-Г-Г-Ц-Т-Г-Т-Т-Ц-Ц-Г-Т-Ц. Исходя из этой информации, выполните предложенные задания.
1.                  Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте ДНК.
2.                  Установите, какой кодон иРНК будет соответствовать антикодону этой тРНК, если она переносит к месту синтеза белка аминокислоту Глицин (Гли).
3.                  Предположим, что в представленном фрагменте ДНК произошла мутация – удвоился второй триплет. Определите, какую аминокислоту в таком случае принесёт тРНК, если антикодоном считать третий триплет.


1.21.                       У львиного зева красная окраска цветка неполно доминирует над белой. Гибридное растение имеет розовый венчик. Узкие листья частично доминируют над широкими, у гибридов листья средней ширины. Скрестили материнское растение с красными цветками и средними листьями с отцовским розовоцветным растением со средними листьями. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:
1)              генотип материнского растения;
2)              генотип отцовского растения;
3)              укажите количество фенотипических групп F1;
4)              укажите вероятность появления растений с красными цветками и узкими листьями (в долях);
5)              укажите вероятность появления растений с белыми цветками и широкими листьями (в долях);
6)              укажите вероятность появления растений с генотипом материнского растения (в долях);
7)              какая часть растений F1 будет иметь широкие листья;
8)              укажите соотношение в F1 по окраске цветка;
9)              с каким генотипом нужно взять материнское растение, чтобы в F1 появились растения с белыми цветками и широкими листьями;
10)       с каким генотипом нужно взять отцовское растение, чтобы исключить появление растений с розовыми цветками и узкими листьями.
1.22.                       У человека отсутствие потовых желёз определяется рецессивным геном, сцепленным с Х-хромосомой, а голос бас – аутосомный доминантный признак. Мужчина с патологией по потовым железам и имеющий голос бас (гомозиготный) женится на женщине с высоким голосом и без патологии (в роду эта патология не наблюдалась много поколений). Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:
1)              генотип мужчины;
2)              генотип женщины;
3)              типы гамет мужчины;
4)              какая часть женских яйцеклеток будет содержать обе доминантные аллели;
5)              укажите вероятность рождения дочери без потовых желёз (в %);
6)              укажите вероятность рождения мальчика с фенотипом отца (в долях или %);
7)              укажите вероятность рождения девочки с генотипом матери (%);
8)              укажите, от кого мужчина мог унаследовать патологию по потовым железам;
9)              укажите вероятность того, что в семье первым родится мальчик без патологии;
10)       укажите вероятность того, что в семье первой родится девочка с голосом как у матери.
1.23.                       У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме. В семье, где мать страдает глухотой, но с нормальным цветовым зрением, а отец дальтоник гомозиготный по гену нормального слуха, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:
1)              генотип мужчины;
2)              генотип женщины;
3)              генотип дочери;
4)              укажите, от кого из родителей девочка унаследовала дальтонизм;
5)              укажите вероятность рождения среди женского потомства девочки без дальтонизма (в долях или %);
6)              укажите вероятность рождения всех детей без дальтонизма (в долях или %);
7)              укажите вероятность рождения глухих детей;
8)              укажите количество генотипических групп по признаку слуха;
9)              какая часть мужских гамет будет содержать доминантную аллель по слуху (в %);
10)       какая часть женских гамет будет содержать обе рецессивные аллели (в %).


1.24.                       У земляники красная окраска плодов не полностью доминирует над белой окраской. От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные плоды, а второй без усов и с белыми плодами, в F1 все растения были с усами и розовыми плодами. Растение из F1 скрестили с красноплодным безусым сортом. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:
1)              какой закон генетики был подтверждён результатами F1 (достаточно указать название);
2)              укажите генотипы особей-родоначальников;
3)              укажите генотип особей F1;
4)              укажите количество фенотипических групп F2;
5)              укажите вероятность появления растений с усами и белыми плодами;
6)              укажите вероятность появления растений без усов и белыми плодами;
7)              укажите генотип родительского растения, который исключает появление белых плодов в F2;
8)              укажите вероятность появления растений с розовыми плодами в F2;
9)              укажите, какая часть растений F2 не будет иметь усов (в долях или %);
10)       укажите    вероятность    появления    растений    F2   с    генотипами,   подобными    до прародительских форм (особей-родоначальников).

1.25.                       При скрещивании безусой коротконогой мыши-самки и мыши-самца дикого типа (усатого с нормальной длиной ног) было получено потомство только дикого типа. Во втором поколении от гибридов F1 было получено 16 потомков со всеми возможными сочетаниями указанных признаков. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:
1)              генотип самки;
2)              генотип самца;
3)              по какому закону генетики можно объяснить результаты F1 (достаточно указать название);
4)              укажите генотип потомства F1;
5)              укажите количество фенотипических групп в F2;
6)              в соответствии с каким законом генетики можно прогнозировать результаты потомства F2 (достаточно указать название);
7)              укажите количество групп в F2 с признаками дикого типа;
8)              укажите количество групп в F2 с признаками указанной самки;
9)              какая часть потомков F2 будет усатая коротконогая (в долях);
10)       какая часть потомков F2 будет безусая с нормальными ногами (в долях).

1.26.                       У человека нос с горбинкой доминантен по отношению к прямому носу. Полные губы доминируют над тонкими губами. Гены обоих признаков не сцеплены. Мужчина, имеющий нос с горбинкой и тонкие губы, у которого мать имела прямой нос, женился на женщине с обоими рецессивными проявлениями признаков. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:
1)              генотип мужчины;
2)              генотип женщины;
3)              укажите генотипы возможного потомства;
4)              укажите вероятность рождения ребёнка с фенотипом матери;
5)              укажите вероятность рождения ребёнка с прямым носом и полными губами;
6)              укажите вероятность рождения ребёнка с носом с горбинкой и полными губами;
7)              по какому признаку может произойти расщепление у данной пары;
8)              укажите, от кого мужчина мог унаследовать доминантную аллель;
9)              какая часть мужских гамет будет содержать обе рецессивные аллели (в %);
10)       укажите возможные генотипы матери указанного мужчины.


1.27.                       При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена, всё потомство в первом поколении оказалось с гладкими окрашенными семенами. При дальнейшем анализирующем скрещивании гибрида F1 в потомстве получено четыре фенотипических группы: 1200 гладких окрашенных, 1215 морщинистых неокрашенных, 309 гладких неокрашенных и 315 морщинистых окрашенных. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:
1)              какой закон генетики был подтверждён результатами F1 (достаточно указать название);
2)              укажите генотипы особей-родоначальников;
3)              укажите типы гамет особей F1;
4)              укажите генотипы особей, взятых для анализирующего скрещивания;
5)              укажите генотип особей, полученных в F2 в количестве 315 штук;
6)              укажите тип наследования, наблюдаемый в данном случае;
7)              какой цитологический процесс обеспечил указанное расщепление в F2;
8)              определите расстояние между указанными генами;
9)              укажите расщепление в F2 по фенотипам, подобным родительским;
10)       укажите общее расщепление F2 (в частях или %).

1.28.                       При скрещивании кукурузы с гладкими фиолетовыми семенами с растением, имеющим морщинистые жёлтые семена, всё потомство оказалось с гладкими фиолетовыми семенами. При дальнейшем анализирующем скрещивании гибрида F1 получены растения с семенами: 7115 с гладкими фиолетовыми, 7327 с морщинистыми жёлтыми, 218 с морщинистыми фиолетовыми и 289 с гладкими жёлтыми. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:
1)              какой закон генетики был подтверждён результатами F1 (достаточно указать название);
2)              укажите генотипы особей-родоначальников;
3)              укажите типы гамет особей F1;
4)              укажите генотипы особей, взятых для анализирующего скрещивания;
5)              укажите генотип особей, полученных в F2 в количестве 289 штук;
6)              укажите тип наследования, наблюдаемый в данном случае;
7)              какой цитологический процесс обеспечил указанное расщепление в F2;
8)              определите расстояние между указанными генами;
9)              укажите расщепление в F2 по фенотипам, подобным родительским;
10)       укажите общее расщепление F2 (в частях или %).

1.29.                       В брак вступают голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой, и кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:
1)              генотип женщины;
2)              генотип мужчины;
3)              укажите, от кого из родителей мужчина унаследовал ген кареглазости;
4)              укажите количество фенотипических групп F1;
5)              укажите количество генотипических групп F1;
6)              укажите вероятность рождения ребёнка с фенотипом бабушки (в долях или %);
7)              укажите вероятность рождения ребёнка с генотипом женщины (в долях или %);
8)              укажите вероятность рождения кареглазого левши (в долях или %);
9)              укажите, от кого из родителей дети могли унаследовать леворукость;
10)       укажите, какой закон генетики проявляется в данном случае (достаточно указать название).


1.30.                       При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зелёным стеблем и жёлтыми плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и жёлтыми плодами. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:
1)              генотип растения с доминантным проявлением признаков;
2)              генотип растения с рецессивным проявлением признака;
3)              по какому признаку произошло расщепление;
4)              какой закон генетики объясняет подобное расщепление?
5)              укажите тип скрещивания, которое наблюдалось в задаче;
6)              укажите количество типов гамет у растения с рецессивными признаками;
7)              укажите типы гамет у растения с доминантными признаками;
8)              укажите генотипы F1;
9)              укажите расщепление F1 по фенотипу;
10)       укажите количество фенотипов, если скрестить два дигетерозиготных растения по указанным признакам.
1.31.                       При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена, все гибриды первого поколения были с гладкими окрашенными семенами. От анализирующего скрещивания гибридов F1 в потомстве получено четыре фенотипических группы: 3800 гладких окрашенных, 4010 морщинистых неокрашенных, 149 гладких неокрашенных и 150 морщинистых окрашенных. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:
1)              какой закон генетики был подтверждён результатами F1 (достаточно указать название);
2)              укажите генотипы особей-родоначальников;
3)              укажите типы гамет особей F1;
4)              укажите генотипы особей, взятых для анализирующего скрещивания;
5)              укажите генотип особей, полученных в F2 в количестве 4010 штук;
6)              укажите тип наследования, наблюдаемый в данном случае;
7)              какой цитологический процесс обеспечил указанное расщепление в F2;
8)              определите расстояние между указанными генами;
9)              укажите расщепление в F2 по фенотипам, подобным родительским;
10)       укажите общее расщепление F2 (в частях или %).
1.32.                       У человека альбинизм – это рецессивно-аутосомная аномалия. Сцепленная с Х- хромосомой доминантная аллель R обуславливает развитие рахита. Оба супруга с нормальной пигментацией кожи, но у женщины есть проблемы с нормальным развитием скелета. У отца женщины развитие рахита не наблюдалось. В их семье родился сын альбинос с нормальным развитием костной ткани. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:
1)              генотип женщины;
2)              генотип мужчины;
3)              гаметы женщины;
4)              гаметы мужчины;
5)              генотип рождённого сына;
6)              вероятность рождения дочери альбиноса с рахитом (в долях);
7)              вероятность рождения детей без обеих аномалий (в долях), укажите их пол;
8)              укажите соотношение мальчиков и девочек, страдающих рахитом; как можно объяснить такое соотношение;
9)              укажите, от кого из своих родителей женщина унаследовала доминантную аллель, определяющую аномальное развитие костной ткани;
10)       укажите генотип женщины, при котором было бы не возможно в семье развитие рахита.


1.33.                       У женщины с карими глазами и III группой крови и мужчины с голубыми глазами и I группой крови родился голубоглазый мальчик. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:
1)              генотип мужчины;
2)              возможные генотипы женщины;
3)              какая часть сперматозоидов будет содержать обе рецессивные аллели (в %);
4)              какая часть яйцеклеток будет содержать аллель голубых глаз (в %);
5)              укажите возможные группы крови у ребёнка;
6)              укажите вероятность рождения ребёнка с карими глазами (в долях или %);
7)              при каком генотипе матери по группе крови у всех возможных детей будет только III группа крови;
8)              укажите вероятность рождения детей со II группой крови (%);
9)              укажите вероятность рождения детей с I группой крови при условии, что мать гетерозиготна по этому признаку (в долях или %);
10)       какая группа крови должна была бы быть у отца, чтобы мог родиться ребёнок с IV группой крови.

1.34.                       У дыни корка может быть зелёной (А) или полосатой (а), а форма плода круглой (В) или длинной (b). Скрестили гомозиготное растение с зелёными длинными плодами (материнское растение) с гомозиготным растением, имеющим полосатые круглые плоды. Гибридов F1 скрестили, при этом погибли все зиготы, образовавшиеся при слиянии гамет Аb и аВ, что сказалось на соотношении фенотипов F2. Всего получили 112 плодов. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:
1)              генотип материнского растения;
2)              генотип отцовского растения;
3)              генотип F1;
4)              укажите расщепление по фенотипу с учётом гибели зигот;
5)              сколько среди полученных плодов было зелёных круглых;
6)              сколько среди полученных плодов было зелёных длинных;
7)              сколько среди полученных плодов было полосатых длинных;
8)              сколько среди полученных плодов было полосатых круглых;
9)              сколько генотипических групп составляли погибшие зиготы;
10)       укажите, какой закон генетики можно было наблюдать в данном наследовании (достаточно указать только название).

1.35.                       Ген курчавых волос не полностью доминирует над геном прямых волос, гетерозигота имеет волнистые волосы. Ген рыжих волос рецессивен по отношению к тёмным волосам. Гены не сцеплены. Оба супруга в семье с волнистыми тёмными волосами, а у свекрови и тёщи – волнистые рыжие волосы. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:
1)              генотип супругов;
2)              типы гамет супругов;
3)              укажите возможные фенотипические группы среди потомства;
4)              укажите вероятность рождения ребёнка с курчавыми рыжими волосами (в долях);
5)              укажите вероятность рождения детей с фенотипом родителей (в долях);
6)              укажите вероятность рождения детей с фенотипом бабушек (в долях);
7)              укажите вероятность рождения детей с курчавыми волосами (в долях);
8)              укажите, от кого из родителей дети унаследуют рыжие волосы;
9)              укажите, от кого из родителей дети унаследуют прямые волосы;
10)       укажите вероятность рождения темноволосых детей, какой закон генетики доказывает эту вероятность (достаточно указать только название).


1.36.                       У человека синдактилия (сращение пальцев) и глаукома определяются аутосомными доминантными генами, локализованными в разных парах хромосом. Женщина с нормальной кистью, но с глаукомой вышла замуж за мужчину с синдактилией и со здоровыми глазами. Мать женщины страдала глаукомой, а отец был свободен от этого заболевания. Мать мужчины имела синдактилию, а отец не имел данной аномалии. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:
1)              генотип женщины;
2)              генотип мужчины;
3)              гаметы женщины;
4)              гаметы мужчины;
5)              вероятность рождения ребёнка здорового по обоим признакам (в %);
6)              вероятность рождения ребёнка больного по обоим признакам (в %);
7)              вероятность рождения ребёнка с аномальной кистью (в %);
8)              вероятность рождения ребёнка с глаукомой (в %);
9)              укажите, от кого из своих родителей мужчина унаследовал аномальную аллель;
10)       какова вероятность, что первым родится ребёнок с фенотипом матери (в %).

1.37.                       У мышей гены окраски шерсти и длины хвоста не сцеплены. Длинный хвост развивается только у гомозигот, короткий хвост развивается у гетерозигот. Рецессивные гены по длине хвоста в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов. Скрестили чёрную гетерозиготную короткохвостую самку и короткохвостого белого самца. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:
1)              генотип самки;
2)              генотип самца;
3)              количество типов гамет самки;
4)              типы гамет самца;
5)              какая часть жизнеспособного потомства будет с фенотипом самки (в долях или %);
6)              какая часть жизнеспособного потомства будет с фенотипом самца (в долях или %);
7)              какая часть жизнеспособного потомства будет иметь генотипы, отличные от генотипов родительской пары (в долях или %);
8)              укажите фенотипическое расщепление жизнеспособного потомства;
9)              какая часть потомства будет иметь летальный исход (в %);
10)       укажите тип взаимодействия аллелей, определяющих признак по длине хвоста.

1.38.                       У каракульских овец доминантный ген в гетерозиготном состоянии  обуславливает серую окраску меха, а в гомозиготном состоянии летален. Рецессивная аллель этого гена обуславливает чёрную окраску меха. Скрестили серую рогатую самку с серым рогатым самцом. В потомстве часть особей оказалась безрогой. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:
1)              генотип самки;
2)              генотип самца;
3)              какая часть гамет самки будет содержать обе доминантные аллели (в долях или %);
4)              укажите количество генотипических групп жизнеспособного потомства;
5)              укажите количество фенотипических групп жизнеспособного потомства;
6)              какая часть жизнеспособного потомства будет с чёрной окраской (в долях);
7)              какая часть жизнеспособного потомства будет безрогой (в долях);
8)              какая часть потомства будет иметь летальный исход (в долях или %);
9)              какой генотип по окраске меха должен быть у самца, чтобы в потомстве не было ягнят с летальным исходом;
10)       укажите, по какому закону генетики происходит наследование в данном случае (достаточно указать название).


1.39.                       У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак, а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, - как аутосомно- доминантный признак. Гены не сцеплены. Один из супругов страдает глаукомой и не имеет в роду предков с синдромом, а второй дигетерозиготен по указанным признакам. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:
1)              генотип родителя с глаукомой;
2)              генотип родителя без глаукомы;
3)              тип гамет родителя с глаукомой;
4)              количество типов гамет родителя без глаукомы;
5)              какая часть гамет родителя без глаукомы будет с обеими доминантными аллелями
%);
6)              укажите вероятность рождения детей с синдромом Марфана (в долях или %);
7)              укажите вероятность рождения детей с обеими аномалиями (в долях или %);
8)              укажите генотип ребёнка без обеих аномалий;
9)              укажите, от кого из родителей дети могли унаследовать глаукому;
10)       укажите, от кого из родителей дети могли унаследовать отсутствие синдрома Марфана.

1.40.                       В семье у резус-положительных здоровых родителей родился резус- отрицательный ребёнок с отсутствием потовых желёз. Резус-фактор определяется аутосомным геном, а ген отсутствия потовых желёз сцеплен с Х-хромосомой. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме:
1)              генотип женщины;
2)              генотип мужчины;
3)              генотип родившегося ребёнка;
4)              укажите, от кого из родителей ребёнок унаследовал ген отсутствия потовых желёз;
5)              укажите количество генотипических групп F1;
6)              укажите вероятность рождения детей фенотипически здоровых по гену потовых желёз, но являющихся носителями аномальной аллели (в долях или %), укажите пол этих детей;
7)              укажите вероятность рождения детей с резус-отрицательным показателем (в долях или %);
8)              укажите вероятность рождения детей, гомозиготных по резус-фактору долях или
%), какого пола эти дети;
9)              укажите, какая часть женских яйцеклеток будет нести аномальный ген по отсутствию потовых желёз (в долях или %);
10)       укажите, какая часть мужских сперматозоидов будет нести аномальный ген по отсутствию потовых желёз (в долях или %).

1.41.                       В семье, где жена имеет первую группу крови, а муж - четвертую, родился сын с третьей группой крови и с нарушением цветного зрения. Оба родителя различали цвета хорошо. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме.

1)              генотип матери;
2)              возможные типы гамет матери;
3)              генотип отца;
4)              возможные типы гамет отца;
5)              генотип сына с третьей группой крови и с нарушением цветного зрения;
6)              вероятность рождения ребенка с I группой крови (в % или долях);
7)              вероятность того, что сын унаследовал дальтонизм от отца (в % или долях);
8)              вероятность рождения девочки со II группой крови (в % или долях);
9)              вероятность рождения девочки с дальтонизмом (в % или долях);
10)       количество фенотипических групп по признаку групп крови по системе АВ0.


1.42.                       У шортгорнской породы скота цвет шерсти наследуется по промежуточному типу: ген А обусловливает красную масть, ген а – белую; генотипы Аа имеют чалую шерсть. Комолость (Р) доминирует над рогатостью (р). Белая рогатая корова скрещена с быком гетерозиготным по обеим парам. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме.

1)              генотип коровы;
2)              генотип быка;
3)              количество типов гамет у коровы;
4)              количество типов гамет у быка;
5)              вероятность появления в потомстве белого рогатого теленка (в %);
6)              вероятность появления в потомстве чалого комолого теленка (в %);
7)              ожидаемое фенотипическое расщепление у потомков по признаку наличия рогов;
8)              ожидаемое фенотипическое расщепление у потомков по признаку окраски шерсти;
9)              гены, определяющие окраску шерсти и наличие рогов, локализованы в одной паре гомологичных хромосом или в разных парах хромосом;
10)       Вероятность появления телят красной масти (в %).

1.43.                       Мать имеет резус-положительную кровь первой группы, а отец – резус- отрицательную кровь четвертой группы. Отец женщины имел резус-отрицательную кровь. Определите возможные генотипы детей. Резус-положительная кровь доминирует над резус-отрицательной. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме.

1)              генотип женщины;
2)              генотип мужчины;
3)              количество типов гамет у женщины;
4)              количество типов гамет у мужчины;
5)              вероятность рождения детей со второй группой крови (в долях или %);
6)              вероятность рождения детей с третьей  группой крови (в долях или %);
7)              вероятность рождения детей с первой группой крови (в долях или %);
8)              вероятность рождения детей со второй группой и резус-отрицательной кровью (в долях или %);
9)              расщепление фенотипов у потомков по признаку группы крови по системе АВ0;
10)       расщепление фенотипов у потомков по признаку наличия белка резус-фактора.

1.44.                       Женщина с длинными ресницами (А) и ямочкой на подбородке (В) вышла замуж за мужчину с короткими ресницами и ямочкой на подбородке. В семье двое детей, у одного длинные ресницы и гладкий подбородок, у второго короткие ресницы и ямочка на подбородке. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме.

1)              генотип матери;
2)              количество типов гамет у матери;
3)              генотип отца;
4)              количество типов гамет у отца;
5)              гены А и В расположены в разных парах гомологичных хромосом. Возможные типы гамет у матери, если бы гены были локализованы в одной паре гомологичных хромосом, при условии, что признаки - длинные ресницы и ямочка на подбородке - она получила от своего отца;
6)              вероятность рождения у пары детей с длинными ресницами и гладким подбородком  (в % или долях);
7)              вероятность рождения у пары детей с короткими ресницами и ямочкой на подбородке (в % или долях);
8)              вероятность рождения у пары детей с двумя рецессивными признаками (в % или долях);
9)              вероятность рождения у пары детей с двумя доминантными признаками (в % или долях);
10)       ожидаемое фенотипическое расщепление у потомков по признаку длины ресниц.


1.45.                       У человека ген карих глаз (А) доминирует над голубым цветом глаз, а ген цветовой слепоты рецессивен (d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме.

1)              генотип матери;
2)              возможные типы гамет у матери;
3)              генотип отца;
4)              возможные типы гамет у отца;
5)              вероятность рождения ребенка с голубыми глазами и нарушением цветного зрения, указать его пол (в % или долях);
6)              вероятность того, что ребенок унаследует дальтонизм от отца (в %);
7)              вероятность рождения детей с голубыми глазами (в % или долях);
8)              вероятность рождения девочек с дальтонизмом (в % или долях);
9)              генотип мальчика с голубыми глазами и нормальным цветным зрением;
10)       процент рожденных девочек с карими глазами.

1.46.                       У человека темный цвет волос доминирует над светлой окраской, карий цвет глаз – над голубым. В браке состоят светловолосый голубоглазый мужчина и гетерозиготная кареглазая светловолосая женщина. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме.

1)              генотип матери;
2)              генотип отца;
3)              количество типов гамет у матери;
4)              количество типов гамет у отца;
5)              вероятность рождения детей кареглазых с темными волосами (в %);
6)              вероятность рождения детей кареглазых со светлыми волосами (в %);
7)              вероятность рождения детей голубоглазых со светлыми волосами (в %);
8)              фенотипическое расщепление у потомков по признаку цвета волос;
9)              фенотипическое расщепление у потомков по признаку окраски радужной оболочки;
10)       могли ли быть у светловолосого и голубоглазого отца родители с темными волосами и карими глазами? Приведите пример одного сочетания генотипов родителей отца, которые привели бы к появлению у потомка генотипа аавв.

1.47.                       У человека косолапость доминирует над нормальным строением стопы, а нормальный обмен углеводов – над сахарным диабетом. Женщина, имеющая нормальное строение стопы и нормальный обмен углеводов, вышла замуж за косолапого мужчину без сахарного диабета. Первый ребенок в семье имел нормальное строение стопы и сахарный диабет. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме.

1)              генотип матери;
2)              генотип отца;
3)              вероятность рождения потомков косолапых и с нормальным обменом углеводов (в долях или %);
4)              вероятность рождения потомков без двух аномалий (в долях или %);
5)              вероятность рождения детей с нормальной стопой, но нарушением углеводного обмена (в % или долях);
6)              вероятность рождения ребенка с двумя патологиями (в % или долях);
7)              генотип ребенка с нормальной стопой и сахарным диабетом;
8)              генотип ребенка с косолапой стопой и сахарным диабетом;
9)              ожидаемое количество фенотипических групп у потомков;
10)       расщепление у потомков по признаку углеводный обмен.


1.48.                           Голубоглазая с нормальным зрением женщина в браке с кареглазым близоруким мужчиной. По всем парам генов мужчина гетерозиготен. Ген близорукости (А) доминантен по отношению к гену нормального зрения (а), а ген кареглазости (В) доминирует над геном голубоглазости (в). Гены расположены в разных парах гомологичных хромосом. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме.

1)              генотип женщины;
2)              генотип мужчины;
3)              количество типов гамет у женщины;
4)              количество типов гамет у мужчины;
5)              вероятность рождения в семье детей близоруких и с голубыми глазами (в % или в долях);
6)              вероятность рождения в семье детей с нормальным зрением и с голубыми глазами
% или в долях);
7)              количество фенотипических групп у потомков;
8)              количество потомков с нормальным зрением (в % или долях);
9)              количество потомков близоруких (в % или долях);
10)       отношение фенотипических групп у потомков.

1.49.                       У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а чалая окраска шерсти формируется как промежуточный признак при скрещивании белых и рыжих животных. Скрещивался гетерозиготный комолый чалый бык с белой рогатой коровой. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме.

1)              генотип белой рогатой коровы;
2)              генотип гетерозиготного комолого чалого быка;
3)              количество типов гамет у коровы;
4)              количество типов гамет у быка;
5)              вероятность рождения комолых телят (в %);
6)              вероятность рождения рогатых телят (в %);
7)              вероятность рождения безрогих и белых телят (в %);
8)              вероятность появления телят с генотипом самки (в %);
9)              вероятность рождения рыжих комолых телят (в %);
10)       ожидаемое фенотипическое расщепление у потомков.

1.50.                       У фасоли желтая окраска бобов доминирует над зеленой окраской, а черная окраска семян - над белой. При скрещивании фасоли с желтыми бобами и черными семенами с растением, которое имеет желтые бобы и белые семена, получили потомство, среди которого были растения с зелеными бобами и белыми семенами. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме.

1)              генотип родительского растения с желтыми бобами и черными семенами;
2)              генотип родительского растения с желтыми бобами и белыми семенами;
3)              генотип растения с фенотипом - зеленые бобы и белые семена;
4)              генотипы гамет родительского растения с желтыми бобами и черными семенами;
5)              генотипы гамет родительского растения с желтыми бобами и белыми семенами;
6)              вероятность появления в потомстве растений с зелеными бобами и черными семенами (в % или долях);
7)              вероятность появления в потомстве растений с желтыми бобами и черными семенами (в % или долях);
8)              ожидаемое расщепление у потомков по признаку окраски бобов;
9)              ожидаемое расщепление у потомков по признаку окраски семян;
10)       количество фенотипических групп у гибридов первого поколения.


1.51.                       У мышей ген черной окраски тела (А) доминирует над геном коричневой окраски (а). Эти гены расположены в одной паре аутосом. Длина хвоста определяется генами В и b, расположенными в другой паре хромосом. Особи с нормальной длиной хвоста имеют генотип ВВ, с укороченной –Вb. Мыши, имеющие генотип bb, погибают в эмбриональном состоянии. Скрестили двух дигетерозиготных животных. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме.

1)              генотипы родительских особей;
2)              фенотипы родительских особей;
3)              возможные типы гамет;
4)              процент потомков, которые погибнут;
5)              среди погибших потомков с черной окраской шерсти (в % или долях);
6)              среди выживших потомков с черной окраской шерсти и нормальным хвостом (в % или долях);
7)              среди выживших потомков с черной окраской шерсти и укороченным хвостом (в % или долях);
8)              среди выживших потомков с коричневой окраской шерсти и нормальным хвостом (в долях);
9)              среди выживших потомков с коричневой окраской шерсти и укороченным хвостом (в долях);
10)       соотношение среди потомков черных и коричневых.

1.52.                       Потемнение зубов определяется двумя доминантными генами, один из которых сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где родители имели темные зубы, родились дочь и сын с нормальным цветом зубов. Темные зубы матери обусловлены геном, сцепленным с Х-хромосомой, а у отца – аутосомным геном, по которому он гетерозиготен. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме.

1)  генотип матери;
2)  генотип отца;
3)  возможные типы гамет у отца;
4)  возможные типы гамет матери;
5)  генотип дочери со светлыми зубами;
6)  генотип сына со светлыми зубами;
7)  вероятность рождения сына с темными зубами (в долях или %);
8)  вероятность рождения дочери с темными зубами (в долях или %);
9)  вероятность рождения последующих детей без аномалий (в долях или %);
10) вероятность того, что аллель темных Хв зубов в генотипе сына появится от отца (в %).

1.53.                       У женщины голубые глаза и нет признаков нарушения свертывания крови, однако, у ее отца была гемофилия. Супруг имел карие глаза, его мать была голубоглазой, и также он страдает гемофилией. Голубые глаза и гемофилия – признаки рецессивные. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме.

1)              генотип женщины;
2)              какую половую хромосому, и с каким аллелем, женщина получила от отца;
3)              возможные типы гамет у женщины;
4)              генотип мужчины;
5)              количество типов гамет;
6)              вероятность того, что мужчина передаст свое заболевание сыну (в %);
7)              расщепление среди потомства по признаку окраски радужной оболочки;
8)              вероятность (в %) рождения в этой семье девочки с гемофилией;
9)              от какого родителя девочка унаследовала аллели, определяющие гемофилию;
10)       вероятность рождения в семье мальчиков кареглазых и с нормальным свертыванием крови (в % или долях).


1.54.                       У человека отсутствие потовых желез наследуется как сцепленный с полом рецессивный признак, альбинизм (отсутствие пигментации) — как аутосомный рецессивный. У родителей нормальное развитие признаков, а у сына отсутствие пигментации и потовых желез. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме.

1)              генотип матери;
2)              генотип отца;
3)              генотип сына, который страдает обеими патологиями;
4)              количество типов гамет у матери;
5)              количество типов гамет у отца;
6)              вероятность того, что сын унаследовал аллель альбинизма от матери (в %);
7)              вероятность того, что сын унаследовал аллель дальтонизма от отца (в %);
8)              вероятность рождения второго сына с двумя аномалиями (долях или процентах);
9)              вероятность рождения дочери с двумя аномалиями (долях или процентах);
10)       вероятность рождения сына без обоих патологий (долях или процентах).

1.55.                       Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в лёгкой форме. Женщина с нормальным зрением, но лёгкой формой анемии родила от здорового (по крови) мужчины-дальтоника двух сыновей – первого, страдающего лёгкой формой анемии и дальтонизмом, и второго, полностью здорового. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме.

1)              генотип матери;
2)              возможные типы гамет матери;
3)              генотип отца;
4)              возможные типы гамет отца;
5)              генотип сына, страдающего лёгкой формой анемии и дальтонизмом;
6)              генотип полностью здорового сына;
7)              вероятность того, что сын, страдающий дальтонизмом, унаследовал это заболевание от отца (в %);
8)              количество фенотипических групп среди девочек в потомстве;
9)              вероятность рождения в семье девочки, страдающей анемией и дальтонизмом (в долях или %);
10)       вероятность рождения в семье детей с анемией (в долях или %).

1.56.                       Мужчина резус-положительный и со второй группой крови женился на женщине резус-отрицательной с первой группой крови. Их первый сын по данным признакам был похож на мать. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме.

1)              генотип матери;
2)              количество типов гамет у матери;
3)              генотип отца;
4)              количество типов гамет у отца;
5)              генотип сына;
6)              вероятность появления в семье детей с первой группой крови и резус-отрицательных (в долях или %);
7)              расщепление среди потомков по признаку группы крови по системе АВ0;
8)              процент детей, которые могут повторить фенотип отца;
9)              генотип ребенка резус-отрицательного со второй группой крови;
10)       количество у потомков фенотипических групп по приведенным признакам.


1.57.                       У человека ген карих глаз (А) доминирует над голубым цветом глаз, а ген цветовой слепоты рецессивен (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме.

1)              генотип матери;
2)              генотип отца;
3)              количество типов гамет у матери;
4)              количество типов гамет у отца;
5)              вероятность рождения девочки с дальтонизмом (в %);
6)              вероятность рождения мальчика с дальтонизмом и голубыми глазами (в %);
7)              расщепление у потомков по признаку окраски радужной оболочки;
8)              расщепление у мужской части потомков по признаку дальтонизма;
9)              какова вероятность того, что сын  с дальтонизмом  унаследовал патологию  от  отца  %);
10)       цвет глаз у мальчиков с дальтонизмом.

1.58.                       Женщина фенотипически здорова, но она имеет отца, который болеет и дальтонизмом, и гемофилией. Супруг женщины без данных аномалий. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме.

1)              генотип женщины;
2)              генотип мужчины;
3)              возможные типы гамет у женщины;
4)              возможные типы гамет у мужчины;
5)              количество фенотипических групп у потомков;
6)              вероятность появления в семье сына с фенотипом деда по материнской линии (в% или долях);
7)              вероятность появления в семье сына здорового по всем парам геном (в% или долях);
8)              вероятность появления в семье дочери без указанных болезней (в% или долях);
9)              вероятность появления в семье дочери, страдающей гемофилией и дальтонизмом (в % или долях);
10)       вероятность того, что сын, страдающий двумя болезнями, унаследовал эти болезни от отца (в% или долях).

1.59.                       У человека рыжий цвет волос рецессивен по отношению к тёмному цвету. У обоих родителей тёмные волосы, но у отца вторая группа крови, а у матери четвёртая группа крови. У этой супружеской пары родился рыжеволосый сын с третье группой крови. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме.

1)              генотип матери;
2)              генотип отца;
3)              типы гамет у отца;
4)              типы гамет матери;
5)              генотип рыжеволосого сына с третьей группой крови;
6)              вероятность рождения детей с фенотипом матери (в долях или %);
7)              вероятность рождения детей с генотипом отца (в долях или %);
8)              укажите расщепление по группам крови (в долях или %);
9)              укажите вероятность рождения темноволосого ребёнка с первой группой крови (в долях или %);
10)       укажите, при каком генотипе родителей невозможно рождение ребёнка с третьей группой крови, но остаётся возможность рождения ребёнка только со второй и с четвёртой группой.


1.60.                       У канареек наличие хохолка наследуется как аутосомный доминантный признак, а зеленая окраска оперения как доминантный признак, ген которого расположен в Х-хромосоме. При скрещивании зеленого нехохлатого самца с коричневой хохлатой самкой часть потомков были без хохолка и имели коричневое оперение. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме.

1)              генотип самки (коричневая хохлатая);
2)              генотип самца (зеленый нехохлатый);
3)              генотипы гамет самки;
4)              генотипы гамет самца;
5)              вероятность появления птенцов зеленых хохлатых (в % или долях);
6)              пол зеленых хохлатых птенцов;
7)              расщепление у потомков по признаку окраски оперения;
8)              расщепление у потомков по признаку наличия хохолка;
9)              количество фенотипических групп у птенцов (без учета пола);
10)       вероятность появления коричневых самок без хохолка (в % или долях).

1.61.                       Некоторые формы катаракты и глухонемоты у человека передаются как рецессивные несцепленные признаки. Отец страдает катарактой и глухонемотой, а мать гетерозиготна по этим признакам. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме.

1)              генотип и фенотип матери;
2)              генотип отца;
3)              количество типов гамет у матери;
4)              количество типов гамет у отца;
5)              вероятность рождения детей без катаракты и с нормальным слухом % или долях);
6)              вероятность рождения детей без катаракты, но глухонемых (в % или долях);
7)              вероятность рождения детей с нормальным слухом и катарактой (в % или долях);
8)              вероятность рождения детей с катарактой и глухонемых (в % или долях);
9)              расщепление у потомков по признаку глухонемоты;
10)       возможные типы гамет у организма с катарактой и без нарушений слуха.

1.62.                       Талассемия наследуется как аутосомный доминантный признак и проявляется в двух формах: у гомозигот тяжёлая, часто смертельная, у гетерозигот - лёгкая форма. С Х-хромосомой сцеплен летальный ген, который в рецессивном состоянии вызывает гибель и рассасывание плода на ранних стадиях эмбриогенеза. Женщина с лёгкой формой талассемии и носитель летального гена состоит в браке со здоровым мужчиной. Решите задачу, и результаты решения оформите по форме.

1)              генотип женщины;
2)              генотип мужчины;
3)              типы гамет женщины;
4)              типы гамет мужчины;
5)              вероятность рождения в семье первым мальчика (в %, независимо от аномалий);
6)              укажите количество фенотипических групп среди жизнеспособного потомства;
7)              укажите вероятность гибели плода (в % или долях), какого пола могли бы быть эти дети;
8)              укажите вероятность рождения девочек-носительниц летального гена (в % или долях);
9)              укажите вероятность рождения мальчика, генотипически и фенотипически похожего на отца;
10)       укажите вероятность гибели детей в этой семье от тяжёлой формы талассемии.


2.    Анализ родословной


Инструкция. Рассмотрите внимательно представленную родословную – наследование некоего признака в пределах нескольких поколений одной родовой ветви. Дайте ответы на поставленные вопросы.

2.1.              
1. Определите тип наследования признака.
2.       Каковы      генотипы      родителей      - родоначальников, если аллель обозначить
буквами А и а?
3. Установите вероятность рождения ребёнка с исследуемым признаком у женщины под № 5 в поколении III, если в семье её предполагаемого супруга этот признак никогда не наблюдался. Ответ
поясните.


Дайте ответы на поставленные вопросы.


2.2.               Дайте ответы на поставленные вопросы.

1. Определите тип наследования признака (предположим, что исследуемый признак
рецессивен).
2. Каковы генотипы всех супругов потомков родителей-родоначальников,    если    аллель
обозначить буквами А и а?
3. Установите зиготность потомков № 1, 2 и
3 в поколении III? Ответ поясните.






2.3.               Дайте ответы на поставленные вопросы.
1. Определите тип наследования признака.
2.       Каковы      генотипы      родителей      - родоначальников, если аллель обозначить
буквами D и d?
3. Установите вероятность рождения мальчика с исследуемым признаком у женщины под №5 в поколении III, если в её семье этот признак никогда не наблюдался.
Ответ поясните.




2.4.               Дайте ответы на поставленные вопросы.
1. Определите тип наследования признака.
2. Каковы генотипы супружеской пары № 1 и 2 поколения II, если аллель обозначить
буквами А и а?
3. Установите зиготность потомков № 4, 5 и
6 в поколении III? Ответ поясните.






2.5.              
1. Определите тип наследования признака.
2.     Каковы     генотипы     всех     потомков родителей-родоначальников,    если    аллель
обозначить буквами F и f?
3.      Установите     вероятность      рождения
ребёнка у родителей № 4 и 5 в поколении II с их фенотипом. Ответ поясните.


Дайте ответы на поставленные вопросы



2.6.              
1. Определите тип наследования признака.
2.     Каковы     генотипы     всех     потомков поколения    III,   если    аллель    обозначить
буквами B и b?
3. Установите вероятность гетерозиготности мужчины № 3 поколения II. От кого он мог унаследовать рецессивную аллель? Ответ
поясните.


Дайте ответы на поставленные вопросы



2.7.              
1. Определите тип наследования признака.
2.     Каковы     генотипы     всех     потомков поколения    III,   если    аллель    обозначить
буквами B и b?
3. Установите вероятность гетерозиготности женщины №1 поколения II. От кого она могла унаследовать рецессивную аллель?
Ответ поясните.


Дайте ответы на поставленные вопросы


2.8.               Дайте ответы на поставленные вопросы
1. Определите тип наследования признака.
2. Установите вероятность рождения сына и дочери     с     исследуемым     признаком     у
мужчины № 2 в поколении III.
3.    Может    ли    данный    признак    своим сыновьям      передать      женщина?      Ответ
поясните.





2.9.              
1. Определите тип наследования признака.
2.    Каковы   генотипы   всех    потомков,   у которых проявился исследуемый признак,
если аллель обозначить буквами H и h?
3. Какова вероятность того, что мальчик в IV    поколении    унаследовал    признак    от
своего прадеда? Ответ поясните.


Дайте ответы на поставленные вопросы

2.10.           Дайте ответы на поставленные вопросы
1. Определите тип наследования признака.
2.      Каков     генотип     детей     родителей- родоначальников, если аллель обозначить
буквами А и а?
3. При каком условии у супругов № 1 и 2 поколения II может родиться ребёнок с
фенотипом его бабушки (по исследуемому признаку)? Ответ поясните.




2.11.           Дайте ответы на поставленные вопросы
1. Определите тип наследования признака.
2.           Каков          генотип          родителей- родоначальников, если аллель обозначить
буквами G и g?
3. Установите вероятность гетерозиготности
мужчины       3    в    поколении   II.   Ответ поясните.




2.12.          
1. Определите тип наследования признака.
2.      Определите      генотипы      родителей- родоначальников, если аллель обозначить
буквами А и а?
3. Укажите вероятность гетерозиготности
потомка № 1 поколения II. Ответ поясните.


Дайте ответы на поставленные вопросы



2.13.          
1. Определите тип наследования признака.
2. Определите генотипы супружеской пары
№ 6 и 7 поколения II и генотип их потомка, если аллель обозначить буквами А и а?
3. Можно ли утверждать, что потомок № 5 поколения II, со 100%-ной вероятностью унаследовал исследуемый признак от своего дедушки по отцовской линии? Ответ
поясните.


Дайте ответы на поставленные вопросы

2.14.           Дайте ответы на поставленные вопросы

1. Определите тип наследования признака.
2. Определите генотипы дочерей родителей- родоначальников, если аллель обозначить
буквами D и d?
3. Можно ли утверждать, что все потомки с исследуемым     признаком,     со     100%-ной
вероятностью       унаследовали       его       по материнской линии? Ответ поясните.


2.15.          
1. Определите тип наследования признака.
2. Определите генотипы детей родителей-
родоначальников, если аллель обозначить буквами А и а?
3. Укажите вероятность рождения ребёнка у супружеской пары № 3 и 4 поколения II с фенотипом потомков поколения I? Ответ
поясните.


Дайте ответы на поставленные вопросы


2.16.          
1. Определите тип наследования признака.
2. Каковы генотипы родительской пары № 5 и 6 поколения II, если аллель обозначить
буквами D и d?
3. Оба мальчика в IVпоколении имеют исследуемый признак. По какой линии они
унаследовали    этот    признак    (вплоть    до поколения II)? Ответ поясните.


Дайте ответы на поставленные вопросы



2.17.          
1. Определите тип наследования признака.
2.    Каков   генотип   потомков       2   и   3 поколения    III,   если    аллель    обозначить
буквами А и а?
3. Установите вероятность рождения ребёнка с исследуемым признаком у женщины в IV поколении, если её супруг будет с аналогичным фенотипом. Ответ
поясните.


Дайте ответы на поставленные вопросы


2.18.          
1. Определите тип наследования признака.
2.         Каковы        генотипы        родителей- родоначальников, если аллель обозначить
буквами А и а?
3. Установите вероятность рождения ребёнка с исследуемым признаком у мужчины под № 2 в поколении III, если в семье его предполагаемой супруги этот признак никогда не наблюдался. Ответ
поясните.


Дайте ответы на поставленные вопросы

2.19.          
1. Определите тип наследования признака.
2. Каков генотип женщины № 2 в поколении
III, если аллель обозначить буквами А и а?
3. Укажите вероятность того, что один из
родителей-родоначальников гетерозиготен? Ответ поясните.


Дайте ответы на поставленные вопросы.


2.20.          
1. Определите тип наследования признака.
2. Каков генотип всех потомков поколения
IV, если аллель обозначить буквами T и t?
3. Установите вероятность рождения ребёнка с исследуемым признаком у мужчины в IV поколении, если его супруга будет с аналогичным фенотипом. Ответ
поясните.


Дайте ответы на поставленные вопросы

1 комментарий: