7. Задания открытого типа с развёрнутым ответом на поставленный вопрос


12.       Дайте определение конвергенции. К появлению каких органов приводит явление конвергенции? Приведите два примера таких органов: одна пара у растений и одна пара у животных.
Конвергенция — независимое развитие сходных признаков у неродственных групп организмов, обитающих в сходных условиях. В результате конвергенции образуются аналогичные органы. 
Примеры:
  • крылья у птиц, насекомых и рукокрылых;
  • сходная форма тела у акул, ихтиозавров и дельфинов;
  • роющие конечности крота и медведки;
  • колючки кактусов (видоизменённые листья), белой акации (прилистники) и боярышника (видоизменённые побеги);
  • жабры рыб и жабры личинок стрекоз.

13.         Труды Ч. Дарвина представляют целостное учение об историческом развитии органического мира. На основе доказательств эволюции он выдвинул идеи о движущих силах эволюции и закономерностях эволюционного процесса. Сформулируйте постулаты эволюционного учения по Ч. Дарвину.

Сущность эволюционного учения Ч. Дарвина
1. Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы.

2. Организмы возникли естественным путём. Они постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями.

3. Предпосылкой эволюции является наследственная (неопределённая) изменчивость.

4. Движущие силы, или факторы, эволюции: 
  • борьба за существование;
  • естественный отбор.
5. Результаты эволюции:
  • постепенное повышение организации живых организмов;
  • относительная приспособленность живых организмов к условиям обитания;
  • многообразие видов.
Механизм возникновения новых видов
1. Живые организмы отличаются друг от друга по многим признакам благодаря изменчивости.

2. Интенсивность размножения видов велика, и особей рождается значительно больше, чем может выжить в конкретных условиях среды. Поэтому возникает конкуренция за ресурсы, т. е. борьба за существование.

3. Результатом борьбы за существование является естественный отбор, в котором выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные к условиям среды особи.

4. Выжившие особи передают полезные признаки потомству.

5. Через много поколений особи могут значительно отличаться от исходной формы. Образуется новый вид.

14.         Установлено, что новорождённые младенцы со средней массой тела более жизнеспособны, чем со сниженной или повышенной массой. О какой форме естественного отбора можно говорить в этом случае? Укажите, какая норма реакции будет при такой форме отбора? Приведите по одному примеру животных и растений, так называемых «живых ископаемых», которые существуют благодаря действию этой формы отбора.

Это стабилизирующий отбор. Стабилизирующий отбор — естественный отбор, действие которого направлено против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы, в пользу особей со средней выраженностью признака.
Узкая норма реакции.
Животные:  кистепёрая рыба латимерия.
Растения гинкго двулопастной.

15.         Метаболизм клетки состоит из двух взаимосвязанных процессов. Назовите эти два процесса и укажите, в чём их взаимосвязь.

Метаболизм  подразделяются на ассимиляцию (анаболизм) и диссимиляцию (катаболизм).

Вся совокупность реакций биосинтеза веществ и их последующей сборки в более крупные структуры, идущих с затратой энергии, называется ассимиляцией, анаболизмом или пластическим обменом.

Совокупность реакций распада веществ, сопровождающихся запасанием энергии, называется диссимиляцией, катаболизмом или энергетическим обменом.

Ассимиляция и диссимиляция — противоположные процессы: в первом случае происходит образование веществ, на что тратится энергия, а во втором — распад веществ с образованием и запасанием энергии.

Ассимиляция и диссимиляция —  две стороны единого процесса обмена веществ и энергии в клетке, который называется метаболизм.

16.         Вирусы        паразитические   неклеточные    системы,    которые    проявляют    свою
«жизнедеятельность, только в живой клетке. Опишите строение простого вируса. Чем сложный вирус отличается от простого? Опишите, чем обусловлено инфекционное действие вируса.
В структуре простых вирусов выделяют два компонента:
    1) геном (нуклеиновая кислота, ассоциированная с внутренними белками);
    2) белковая оболочка (капсид).
В структуре сложных вирусов, в отличие от простых, выделяют три компонента:
    1) геном;
    2) капсид;
    3) наружная оболочка (суперкапсид). Является модифицированной мембраной клеточного происхождения. Представлена бислоем фосфолипидов, в который «вмонтированы» поверхностные белки (гликопротеиды и другие)
Проникнув в клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя всю деятельность клетки на производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков. Внутри клетки происходит самосборка вирусных частиц из синтезированных молекул нуклеиновой кислоты и белков. До момента гибели в клетке успевает синтезироваться огромное число вирусных частиц. В конечном итоге клетка гибнет, оболочка её лопается, и вирусы выходят из клетки хозяина.
17.         Дайте определение мутациям. Назовите три группы мутаций. Укажите значение мутаций для эволюционного процесса.
Мутации — скачкообразные устойчивые внезапные изменения генетического материала, передающиеся по наследству.
Генные, хромосомные и геномные мутации.
Мутации являются материалом для естественного отбора. Доминантные мутации проявляются сразу и подвергаются действию естественного отбора (полезные сохраняются, вредные убираются).
Большинство мутаций рецессивно, и проявиться они могут только в гомозиготном состоянии. Вероятность такого события мала, поэтому рецессивные мутации долгое время накапливаются в популяции в скрытом виде.


18.         Все живые организмы по способу получения органических веществ делятся на две группы. Назовите эти группы и укажите, чем они характеризуются. Существует ли
«промежуточный» вариант? Если да, то назовите его и охарактеризуйте.

Существует два типа питания живых организмов: автотрофное и гетеротрофное.
Автотрофы (автотрофные организмы) – организмы, использующие в качестве источника углерода углекислый газ (растения и некоторые бактерии). Иначе говоря, это организмы, способные создавать органические вещества из неорганических – углекислого газа, воды, минеральных солей.
Гетеротрофы (гетеротрофные организмы) – организмы, использующие в качестве источника углерода органические соединения (животные, грибы и большинство бактерий). Иначе говоря, это организмы, не способные создавать органические вещества из неорганических, а нуждающиеся в готовых органических веществах.
Да, некоторые живые существа в зависимости от условий обитания способны и к автотрофному, и к гетеротрофному питанию. Организмы со смешанным типом питания называются миксотрофами. Миксотрофы организмы, которые могут как синтезировать органические вещества из неорганических, так и питаться готовыми органическими соединениями (насекомоядные растения, представители отдела эвгленовых водорослей и др.).
19.         Всё многообразие гипотез о происхождении жизни на Земле сводится к двум взаимоисключающим точкам зрения. Назовите эти теории, и какое миропонимание в них заложено. Какое явление Луи Пастер опроверг своим опытом (опыт описывать не надо) и что объясняет гипотеза Александра Ивановича Опарина?

Все теории, которые есть на этот счет, можно свести к двум главным типам: теории биогенеза и абиогенеза. Биогенез — эмпирическое обобщение, утверждающее, что всё живое происходит только от живого. В основе представлений о биогенезе лежат противопоставление живого неживому и идея вечности жизни. Возникновение жизни, или абиогенез, — процесс превращения неживой природы в живую; в узком смысле слова под абиогенезом понимают образование органических соединений, распространённых в живой природе, вне организма без участия ферментов.

Луи Пастеру опроверг, что жизненная сила, способная зародить жизнь в неживой материи, переносится воздухом.

Согласно гипотезе Опарина, жизнь зародилась в результате ряда химических превращений, которые протекали на протяжении длительного времени в специфических условиях молодой планеты.

20.         Дайте определение рудиментам, приведите два примера. Укажите, о чём может свидетельствовать наличие рудиментов?
Рудименты — недоразвитые органы современных организмов, которые были хорошо развиты у предков.

Примеры:
  • аппендикс, третье веко, копчик у человека;
  • зачатки костей задних конечностей у китов;
  • редуцированные глаза у кротов;
  • зачаточные крылья у нелетающих птиц;
  • жужжальца у двукрылых.

Наличие рудиментов может свидетельствовать о родственные связи между организмами. Наличие рудиментов объясняется тем, что эти органы у далеких предков были нормально развиты, но в процессе эволюции потеряли свое значение

3 комментария:

  1. Процесс репликации ДНК носит полуконсервантивный характер. В чём заключается эта
    полуконсервативность? Какой принцип позволяет воссоздать точную копию нитей ДНК? В
    чём заключается суть правила Чаргаффа?

    ОтветитьУдалить
  2. Перечислите продукты реакции световой фазы фотосинтеза, какой из этих продуктов является побочным с точки зрения фотосинтеза? как используется остальные продукты в темновой фазе фотосинтеза?

    ОтветитьУдалить
  3. Что такое хромосомы, гомологичные хромосомы? Что такое кариотип? сделайте условную запись кариотипа женского организма человека.

    ОтветитьУдалить